Композиция промышленного изделия – построение целостного
произ-
ведения, все элементы
которого находятся во
взаимосвязи и гармоничном
единстве, по определенным приемам и правилам
На
демонстрационных планшетных рисунках
основным объектом яв-
ляется центр композиции.
Приемы построения композиции:
главное изображение в укрупненном масштабе и (или) в центре
план-
шета;
при многоплановой композиции основное изделие располагают на
пе-
реднем плане;
используют контрастные решения линейных и плоскостных
тональных
отношений объекта и фона;
подбирают освещенность
так, чтобы главный объект четко
вырисовы-
вался, а второстепенные вспомогательные элементы – условно и
мягко (раз-
мыто);
расположение изображений выполняют линейно, как бы ведя
зрителя к
центру композиции.
Правила композиционного расположения изделия на
планшете заклю-
чаются в выражении
уравновешенности, динамичности, завершенности
структуры объектов и тектоничности.
Уравновешенность достигается:
1) симметричным расположением изображений с учетом их
плотности,
количества и тональности;
2) определением смыслового
значения каждого объекта:
основные
предметы и формы должны уравновешивать более громоздкие, но
второсте-
пенные;
3) варьированием плотностью и тональностью пятен;
4) расположением более
тяжелых предметов в нижней части
рисунка,
что обеспечивает устойчивость.
Равновесие
определяет вес и направление элементов
конструкции.
Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему,
или распо-
ложенный на вертикальной оси, проходящей по центру
композиции, ощуща-
ется имеющим меньший вес, а элемент в верхней части –
тяжелее нижнего.
Направление предмета
слева направо и вверх воспринимается как на-
бор высоты, другие
направления – как нисходящее. Любой
предмет, распо-
ложенный в верхней части композиции, выглядит тяжелее, чем в
левый.
Динамичность достигается:
1) размещением движущихся предметов вне центра:
эффект динамич-
ности усиливается при наличии свободного пространства перед
объектом;
2) размещением объекта на диагонали планшета;
3) выбором точки
зрения на объект (лучшие ракурсы с нижнего гори-
зонта).
В композиции большую
роль играют объектно-пространственные
структуры:
моноблочные со скрытым механизмом (автомобили, роторы, вертлюг,
редукторы и т. д.), размещенные в корпусе;
открытые структуры
механизмов или несущих
конструкций (буровые
вышки и их основания, стойки станков-качалок и т. д.);
смешанные (лебедки, насосы и т. д.).
|