Для анализа себестоимости продукции используются данные
статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию
продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные
калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического
учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т. д.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие
показатели:
полная себестоимость продукции в целом и по элементам
затрат;
уровень затрат на рубль выпущенной продукции;
себестоимость отдельных изделий;
отдельные статьи затрат;
затраты по центрам ответственности.
Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения
общей суммы затрат в целом и по основным элементам
Общая сумма затрат на производство продукции может
измениться:
из-за объема производства продукции;
структуры продукции;
уровня переменных затрат на единицу продукции;
суммы постоянных расходов.
При изменении объема производства продукции возрастают
только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые
материальные затраты, услуги); постоянные расходы (амортизация, арендная плата,
повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала,
общехозяйственные расходы) остаются неизменными в краткосрочном периоде при
условии сохранения прежней производственной мощности предприятия (рис. 11.1).

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов
представляет собой уравнение первой степени

где Зобщ — общая сумма затрат на производство продукции;
VBП — объем производства продукции (услуг);
b — уровень переменных расходов на единицу продукции
(услуг);
А — абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск
продукции.
объеме производства увеличилась доля затратоемкой продукции.
Из-за повышения уровня удельных переменных затрат общая
сумма затрат увеличилась на 7 543 тыс. руб. (74 828 – 67 285).
Постоянные расходы выросли на 6 682 тыс. руб. (81 510 — 74
828), что также явилось одной из причин увеличения общей суммы затрат.
Таким образом, общая сумма затрат выше базовой на 15 510
тыс. руб. (81 510 – 66 000), или на 23,5%, в том числе за счет изменения объема
производства продукции и ее структуры — на 1285 тыс. руб. (67 285 – 66 000), а
за счет роста себестоимости продукции — на 14 225 тыс. руб. (81 510 – 67 285),
или на 21,5 %.
|